ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является
оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия и ориентировочной дея тельности ребёнка в звуковой действительности.
Широкая апробация настоящей программы подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Катамнестические данные убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие ч ёткой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
ЦЕЛЬ программы:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих через полноценное развитие фонематического восприятия.
ЗАДАЧИ
Посредством специальной системы логокоррекции у детей:
развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;
учить различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;
научить различать слова, близкие по звуковому составу;
формировать умение дифференцировать слоги, фонемы родного языка;
развивать навыки элементарного звукового анализа;
воспитывать умение говорить внятно, отчётливо, умеренно громко, в неторопливом темпе.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
логопедическая диагностика состояния речевых функций у старших дошкольников (в начале учебного года);
коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые);
мониторинг уровня речевого развития старших дошкольников (в конце учебного года);
консультативная помощь семьям, педагогам МАДОУ.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведения специальной коррекционной работы по формированию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:
1. По формированию фонематического восприятия:
уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;
осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;
последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы;
быть подготовленными к усвоению программы школы.
2. Общеречевое развитие:
уметь объяснять необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
называть основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков, чтение стихов, скороговорок, выполнение домашних заданий).
Содержание программы
Программа имеет шесть этапов, работа по которым рассчитана на 1 год: с детьми старшей (5 – 6 лет) или подготовительной (6 -7 лет) групп ДОУ.
Данная программа предполагает включение её этапов в подгрупповые коррекционные занятия как отдельных фрагментов.
Смотреть «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей». Авторы Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева.
|