Описание образовательной программы
Парциальная программа «Цветик-семицветик» Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А
Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Структура программы
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему варьируются в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Этапы занятия:
- Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
- Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
- Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Разработка, апробация, реализация
Данная программа одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Программа издана в виде отдельных книг по каждой возрастной группе (издательство «Речь», СПб — Москва):
- «Цветик-Семицветик» - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (3-4 лет).
- «Цветик-Семицветик» - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5 лет).
- «Цветик-Семицветик» - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-6 лет).
- «Цветик-Семицветик» - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6-7 лет).
Учебный план
реализации парциальной программы «Цветик-семицветик»
(часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Образовательная область
|
Виды организованной
образовательной деятельности
|
Подготовительная группа
|
6-8 лет
|
Количество часов
|
неделя
|
год
|
Коррекционная работа
|
Занятие с педагогом-психологом
|
1
|
34
|
Смотреть Программу «Цветик-семицветик»
|