Описание программы "Социокультурные истоки"
авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин
Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные области:«Социально - коммуникативная» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно– эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием.
Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.
Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.
Основная цель заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задача: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.
Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Восприятие художественной литературы
Самообслуживание и элементы бытового труда
Конструирование из различных материалов
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная
Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения:
Работа в паре
Работа в микрогруппе
Ресурсный круг
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.
Учебный план
реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» под редакцией Кузьмина И.А., Камкина А.В.
(часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Образовательная область
|
Виды организованной образовательной деятельности |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-8 лет |
|||||||
Количество часов |
||||||||||
нед. |
год |
нед. |
год |
нед. |
год |
нед. |
год |
|||
Социально-коммуникативное развитие |
Социокультурные истоки |
1/4 |
9 |
1/4 |
9 |
1/4 |
9 |
1/4 |
9 |
Смотреть Программу духовно-нравственного воспитания и развития «Социокультурные истоки» Кузьмина И.А., Камкина А.В.